Необходимость использования акустических музыкальных инструментов в структуре общего образования
Говоря о сфере музыкального образования в структуре основного общего образования, необходимо расставить задачи и приоритеты, которые следует установить при обучении детей школьного возраста. Остановимся на значении акустических музыкальных инструментов в структуре общего образования.
Одной из важнейших задач уроков музыки в общеобразовательной школе, является формирование у учащихся потребности слушать и воспринимать разнообразные формы музыкального творчества.
Говоря о необходимости использования акустических музыкальных инструментов, стоит упомянуть природу акустики. В современном цивилизованном мире мы постоянно сталкиваемся с электронными музыкальными инструментами или ретранслированием звука акустических музыкальных инструментов (гитары, флейты, ударных, клавишных, язычковых и др.) через динамики посредством усилителя и микрофона. Природа такого способа передачи звука изначально неестественна для слуха человека. Даже при наличии высококлассной аппаратуры звучание «живого» звука, безусловно, несопоставимо с воспроизведением его на звуковоспроизводящей аппаратуре.
Это различие особенно заметно, когда неподготовленный слушатель приходит на концерт именитого музыканта или музыкального коллектива, исполняющих музыкальное произведение без микрофонов (даже в случае исполнения эстрадного произведения голосом) и слышит огромную разницу между привычным звучанием, повсеместно доносящимся из динамиков и наушников, и звучанием «живого» акустического музыкального звука.
Учитывая вышесказанное, необходимо приобщить школьника к изучению, зачастую кажущейся «чуждой» и «навязываемой», классической музыки. Это возможно не только через СМИ - посредством упрощенного исполнения классических музыкальных произведений известными поп-исполнителями, проведения телевизионных конкурсов популяризирующих разнообразные музыкальные направления, но и путем непосредственного ознакомления учащихся с наиболее востребованными и известными музыкальными инструментами с обязательным условием их высококачественного изготовления.
Говоря о воспитании молодого поколения, готового воспринимать акустическую музыку с раннего возраста (именно воспринимать, а не слушать по принуждению) необходимо включать в образовательный процесс доступные для изучения музыкальные инструменты. Под словом «доступные» надо понимать не только ценовую категорию, но и популярность инструментов, легкость в обслуживании и относительную легкость освоения музыкальных инструментов на
начальной стадии изучения.
Исходя из этих критериев необходимо отметить акустические инструменты отвечающие этим требованиям:
Пианино (рояль) - универсальный инструмент - начальное освоение инструмента может использоваться как база для дальнейшего изучения любых музыкальных инструментов;
Скрипка, альт - инструменты высокого регистра. Занимают ведущее место среди струнных смычковых - важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.
Баян, аккордеон - по функциональности схожи с пианино, хотя имеют совершенно другие исторические корни и являются русскими народными инструментами; Флейта, блок-флейта, труба, кларнет - наиболее доступные духовые инструменты, с ранних занятий возможно создание маленьких духовых оркестров и ансамблей непосредственно в школе;
Барабан малый, барабан большой, тарелки, треугольник, бубен и др. - ударные инструменты наиболее доступные не только при исполнении песен хором, но и в составе оркестров и ансамблей;
Гитара классическая - наиболее популярный акустический инструмент у всех слоев общества.
Дополнительно к перечисленным выше инструментам для проявления интереса к музыке, как таковой, у широкого круга учащихся, безусловно, необходимо, включить в состав кабинета интерактивный тренажёр по обучению нотной грамоте и клавишный синтезатор.
Интерактивный тренажер - дает наглядное представление о структурировании нотного текста, упрощает обучение нотной грамоте, закладывает представление о темперированности в традиционном музыкальном творчестве всех направлений (поп, рок, классика и др.)
Клавишный синтезатор - в продолжение основ полученных на интерактивном тренажере, позволяет использовать накопленные знания и с помощью встроенных доп. функций (записанный аккомпанемент, синтезированные тембры акустических инструментов, записанные фонограммы разнообразных ударных инструментов и др.) исполнять различные музыкальные произведения без особых усилий.
Хотя конечно, эти инструменты не в силах передать природу акустического звука - именно того звука, который завораживает слушателя в зале при прослушивании концерта.
Генеральный директор ОАО «МЕДИУС» Васильев С.В.